Особый неповторимый запах в салоне нового авто наполняет гордостью сердце владельца. Но этот запах, который исчезнет через несколько недель, может успеть нанести непоправимый вред здоровью, даже если вы проводите в своей машине ежедневно только по полтора часа.
Исследование, проведенное Экологическим центром штата Мичиган в США, показало, что содержание опасных летучих веществ в воздухе салона нового автомобиля может быть в 5-10 раз выше, чем в жилых помещениях и на производстве. Летучие соединения выделяются из отделки салона, приборной панели, из обивки сидений. Главную опасность представляют полибромированные дифенилэфиры, применяемые в подлокотниках кресел, корпусах автомобильной электроники, в изоляции электрических проводов, а также в резиновых ковриках под ногами водителя и пассажиров. Эти вещества так активно выделяются в воздух, что накапливаются в виде пленки на внутренней стороне стекол салона автомобиля, да так, что для их обнаружения совсем необязательно брать пробы воздуха - достаточно провести смоченной спиртом ваткой по стеклу.
Опыты на животных показали, что полибромированные дифенилэфиры влияют на работу мозга, память, поведение, способности к обучению, на выработку тироидного гормона и на детородные функции.
Из пластиковых деталей интерьера нового автомобиля в воздух испаряются также фталаты - вещества, вводимые в пластмассы для придания им эластичности. По данным ученых, фталаты, накапливаясь в организме, постепенно разрушают эндокринную систему, влияют на гормональный обмен, усиливают действие других вредных химических соединений. Особую опасность эти вещества представляют организмам беременных женщин и новорожденных.
Обивку сидений и салона обычно пропитывают замедлителями горения, тоже испаряющимися в воздух. В их состав у производителей из США и Японии также входят полибромированные дифенилэфиры, причем в европейских странах некоторые из них запрещены к использованию. Недаром содержание этих веществ в материнском молоке жительниц Старого света в 10-100 раз ниже, чем в молоке американок.
Исследования также показали, что ядовитость воздуха в салоне не зависит от стоимости нового автомобиля. Так, наиболее насыщен полибромированными дифенилэфирами воздух в автомобилях "Мерседес", за ним следуют "Крайслер", "Тойота", "Субару" и "Фольксваген". По фталатам лидируют "Хёндэ", "Форд", "Тойота" и "Крайслер". Наименьшие концентрации опасных дифенилэфиров отмечены в "Хёндэ", "Вольво", "БМВ" и "Хонда", а фталатов - в "Вольво", "БМВ", "Фольксвагене" и "Дженерал Моторс".
Из Австралии сообщают о случаях аллергии у водителей и пассажиров новых автомобилей. В машинах двух австралийских автопроизводителей концентрация летучих соединений достигает 64 000 микрограммов на кубометр воздуха (через месяц правда, она падает на 60%). Между тем, австралийские санитарные нормы допускают концентрацию таких веществ в помещениях не более 500 микрограммов на кубический метр воздуха.
Проблемой озаботились ведущие автомобильные компании. Так, шведская фирма "Вольво" завела у себя штат "нюхачей", которые внимательно проверяют на запах все материалы, применяющиеся в автомобиле. Проверка проб, помещенных в чисто вымытые стеклянные сосуды, ведется сначала при комнатной температуре. Затем пробы нагревают до таких температур, которые могут возникнуть в салоне закрытого автомобиля в жаркий солнечный день (до 90 градусов Цельсия). "Дегустаторы" ставят оценку силы запаха в баллах, от единицы (запах не чувствуется) до шестерки (запах очень силен). В производство идут только такие материалы, запах которых не превышает трех баллов.
А отделение автомобильной электроники немецкой фирмы "Сименс" разрабатывает автоматику, защищающую водителя и пассажиров от опасных и неприятных запахов в салоне. Если датчики отметят повышенное содержание летучих веществ в воздухе, включатся насосы, прокачивающие воздух через особые фотокаталитические фильтры, поставляемые из России и способные эффективно и без вреда справиться с вредными веществами даже в закрытом салоне вашего нового автомобиля.
В статье использованы материалы: "Наука и жизнь", "BBC History", "New Scientist", "VDI-Nachrichten", "The Environmental Magazine", "Зa m'interesse", "Le Journal du CNRS", "Recherche" и "Science et Vie".
Просмотров: 4659
Дата: Понедельник, 21 Января 2013