Журнал Форбс об Аэролайф и его создателях

«Мы поставили во дворе мангал и пожарили шашлык. Включили рядом наш очиститель. Вокруг дым, а с той стороны, где наш прибор - нет ни дыма, ни запаха», — рассказывает генеральный директор компании «Аэролайф» Алексей Николаевич Першин. Демонстрация у мангала привела в его компанию, занимающуюся изготовлением очистителей воздуха, крупного клиента — бизнес-группу столичных предпринимателей азербайджанского происхождения Зараха Илиева и Года Нисанова, владельцев гостиниц «Украина» и «Славянская», а также гигантского торгового центра «Европейский».

Производство уникальных российских очистителей воздуха Аэролайф

Гости Royal Radisson Hotel «Украина», находящегося совсем рядом с проезжей частью Кутузовского проспекта, дышат абсолютно безопасным чистым воздухом, очищаемым установкой «Аэролайф» производительностью в несколько сотен тысяч кубических метров. Большая часть предприятий общественного питания, находящихся на одном из этажей торгового центра «Европейский», оборудована кухонными установками очистки воздуха, изготовленными компанией Алексея Першина. Многотысячный поток людей даже не подозревает, что воздух без очистителей «Аэролайф» был бы наполнен угарным газом и разномастной какофонией запахов от кухонь множества ресторанов.

Годовая выручка «Аэролайф», среди клиентов которой помимо группы Илиева - Нисанова еще - сеть автозаправочных станций ТНК-BP, сети ресторанов «Шоколадница» и «Иль-Патио», банк «ВТБ24», компания «MARS» - составляет более $3 млн в год. Через пять лет компания должна увеличить годовую выручку в 10 раз, до $30 млн, и занять 20% рынка очистителей воздуха — такую задачу поставила перед Першиным корпорация РОСНАНО, согласившись несколько месяцев назад инвестировать в «Аэролайф» 261 млн рублей. Чтобы прийти к таким финансовым показателям и сотрудничеству с РОСНАНО, бывшему научному сотруднику Института органической химии потребовалось 20 лет. Первый свой кооператив выпускник Физтеха, молодой ученый Алексей Першин организовал еще в 1988 году, после того как лабораторию его института закрыли, а на ее месте открыли банк. Кооператив выпускал устройства для управления лазерным лучом (сейчас такими рисуют на облаках во время массовых шоу). Першин не ставил перед собой цель зарабатывать исключительно на научных разработках: созданная им спустя три года компания с «научным» названием «Информационно-технологический институт» (ИТИ) занялась производством ларьков и урн. В ее портфолио — 100 ларьков для СосаCola, 67 павильонов моторного масла Shell, рекламные конструкции и брендированные урны для PepsiCo. «Мне это было не очень интересно, потому что я по специальности химический физик», — рассказывает Першин. Тем не менее ларьки и урны принесли ему первые $1,5 млн.

Когда почти через 10 лет однокурсник Першина, Евгений Савинов, предложил ему заняться производством систем очистки воздуха, тот с радостью согласился. Савинов жил в Новосибирске и занимался изучением эффекта фотокатализа для очистки воздуха. Под воздействием ультрафиолетовой лампы загрязнители, частицы, создающие неприятные запахи, бактерии и вирусы, проходя через пористый материал с нанокристаллическим фотокатализатором, разлагаются на углекислый газ и воду. Этот процесс был обнаружен еще в начале XX века, но использовать его для коммерческой очистки воздуха начали лишь недавно.

В кризис 1998 года Першин потерял, по его словам, две трети заработанного. Оставшиеся полмиллиона долларов он вложил в разработку воздухоочистителей: вместе с Савиновым (несколько лет назад скончавшимся от болезни сердца) начал арендовать цеха, проводить исследования и выпускать первые образцы. Вскоре выяснилось, что одного фотокатализа недостаточно: он справляется с неприятными запахами, а с аэрозолями (например, табачным дымом) и твердыми частицами, такими, к примеру, как сажа, в одиночку ему не сладить. Если катализатор вовремя не почистить от подобных загрязнений, он станет работать хуже. Исследования продолжились и по-прежнему финансировались за счет ИТИ, которая к тому времени перешла от производства киосков к проектированию аквапарков — в Лазаревском, Краснодаре и Москве.

Постепенно ИТИ начала заниматься выпуском профессиональных очистителей воздуха для офисов, медучреждений, ресторанов. Помимо фотокаталитических в них стали применяться электростатические фильтры, которые задерживают мелкие частицы пыли от 0,1 микрометра и дым. Кроме того, компания наладила производство селективных фильтров, очищающих воздух от конкретного вещества, например от аммиака. Но первый крупный клиент у компании появился только в 2004 году - группа Илиева — Нисанова. Илиев заказал кухонную установку для «Европейского», в ресторанах которого, как рассказал технический директор торгового центра Александр Рыбаков, каждые 20 минут на мангалах и грилях жарится 75 кг мяса. Сам Рыбаков предложил Першину добавить в очистители предфильтры, которые «гасят плазму» — капли жира и масла. Стоимость такой установки составляет около 1,5 млн рублей, а срок ее службы — пять лет. Затем «Европейский» заказал еще пять установок. С этого момента бизнес по производству воздухоочистителей стал окупаться. Першин выделил его в отдельную компанию.

В 2010 году разработки «Аэролайф» согласился поддержать наблюдательный совет РОСНАНО. Госкорпорация выделит на расширение производства 261 млн рублей, еще 319 млн рублей вложат Анатолий Карпов (см. «Шахматный инвестор») и другие акционеры «Аэролайф». РОСНАНО получила в проекте 45%, оставшиеся 55% распределены между Карповым и партнерами (33%) и менеджментом во главе с Першиным (22%). На оформление документов (в том числе прав на интеллектуальную собственность) ушел целый год и около 5 млн рублей, но Першин не огорчается. «РОСНАНО поможет с организацией сбыта, ведь закупки в госструктурах проходят директивно», — говорит он. К тому же за счет партнерства с РОСНАНО «Аэролайф» рассчитывает расширить производство (уже строится завод в Московской области, первая очередь — 2500 кв. м), выйти за пределы Москвы (на столицу приходится 70% продаж) и укрепиться на массовом рынке.

Время и рынок покажут, сможет ли «Аэролайф» занять серьезную долю на рынке бытовых воздухоочистителей, полагает Иван Мясников, технический директор «Термот-рейд», поставляющей в Россию фотокаталитические воздухоочистители японской Daikin. По его словам, приборы Першина проигрывают японским в дизайне, шумовых характеристиках и габаритах. Зато в гамме Daikin нет промышленных воздухоочистителей, замечает управляющий директор РОСНАНО Александр Кондрашов. По крайней мере в Россию они не поставляются. Будущее компании не вызывает у Кондрашова сомнений: «Ученые привносят технологии, РОСНАНО добавляет свои компетенции в области инвестиций, управления проектами, построения продаж и лоббирования».


ШАХМАТНЫЙ ИНВЕСТОР

При проектировании Краснодарского аквапарка в начале 2000-х годов, Алексей Першин познакомился с чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым. Карпов собирался стать одним из инвесторов аквапарка, но вскоре переориентировался на продукцию Першина. «Меня заинтересовала идея очистки воздуха (Карпов в середине прошлого десятилетия занимал должность заместителя председателя комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды в Общественной палате), a Першин - человек с хорошим опытом и знаниями», — рассказал шахматист, инвестировавший в «Аэролайф» около 100 тысяч долларов. На эти деньги из ИТИ был выделен торговый дом «Аэролайф», через который планировалось продавать бытовые установки очистки воздуха. Сейчас бытовые воздухоочистители «Аэролайф» продаются по 2-3 тысяче штук в год, что составляет около 3% всего российского рынка.

Источник: журнал Форбс, 01 ноября 2011

Просмотров: 4392

Дата: Вторник, 01 Ноября 2011

ICQ#3-14-5-14 Звоните нам на Skype!

Новые статьи
Чем пахнет новый автомобиль?
Аромат новенького авто на самом деле совсем не полезен для человека. Любой элемент салона автомобиля, изготовленный из синтетических веществ, выделяет летучие органические ...
Открытое офисное пространство - мода и разочарование
Шумные открытые офисные пространства "open space" уже стали привычной рабочей средой, но теперь компании начали пересматривать свое отношение к ним. Результаты многих ...
Откуда взялись извилины в нашем мозге
Лишь треть коры нашего головного мозга видна при взгляде снаружи, остальные две трети «спрятаны» в борозды. Зачем нашему мозгу быть похожим на грецкий орех, как он ...
Ваш враг - автомобиль!
ЗНАКОМАЯ КАРТИНА? Под окном стоит такое чудо техники и дымит в ваше окно: Или, сосед который час прогревает свою древнюю "копейку". Или... рядом - автотрасса, шоссе, ...
Журнал "Кто есть кто в медицине" о создателях Аэролайф
Антон Першин: «Наши системы позволяют комплексно очищать и обеззараживать воздух, что особенно важно в медицинских учреждениях» №7(78), 2015 год  Анна Милова ...

OZON Studio © 2001-2016